Дополнительные образовательные программы

20.02.2019

ПРОГРАММА

 

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Вокальная группа «Веселые матрешки»

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД СЕЛА ЗОЛОТОЕ»

Музыкальный руководитель Грибанова С.Г.

 

 

                       

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.

Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.

Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.

Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

- Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.

- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческихvспособностей в процессе исследовательской и поисковой деятельности.

- Выявление способных и одаренных детей.

- Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.

- Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам.

- Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

- Разрабатывать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми.

- Воспитывать сознательного гражданина России.

Принципы реализации программы: гуманизм, демократизм, научность и интегративность, индивидуализация и дифференциация, систематичность, развивающее обучение, интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Содержание и формы работы:

- выявление одаренных и талантливых детей;

- анализ особых успехов и достижений учащегося.

- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием·психологической службы;

Организационное и функциональное обеспечение программы:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными детьми;

- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

- подготовка детей и подростков к конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям различного уровня; - диагностика ЗУНов одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;

Ожидаемые результаты:

· Творческая самореализация одаренных детей.

· Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.

· Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;

· Формирование навыков творческого саморазвития.Хочу такой сайт

· Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.

· Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.

· Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики. Создание банка данных одаренных детей.

Этапы реализации программы:

Диагностический

Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников. На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:

Музыкальные способности;

· Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальных·занятиях.

Развивающий

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

· Занятия интегрированного типа.

· Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.

Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.

Формы творческих заданий:

ØВосприятие музыки.

Ø Импровизация.

Ø Пластическое интонирование.

Ø Инструментальное музицирование.

Ø Вокально-хоровое музицирование.

Ø Музыкальный фольклор.

Ø Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.

Ø Графическое, цветовое моделирование музыки.

К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:

- Развитие навыков художественного общения как основы для целостногоvвосприятия искусства.

- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия дляvвозникновения эмоционально-творческого переживания действительности.

- Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности. К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие: и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактораv художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

- Оптимизация способности художественного синтезирования как условия дляvпластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.

- Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно- самобытного отношения к окружающему миру.

- Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение кv детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Заключительный

Цель: мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.

Основные формы творческих заданий:

Восприятие музыки (размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая изхудожественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей).

Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанныеØ цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно- минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены).

Пластическое интонирование (пластическое интонирование это один изØспособов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске).

Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование - этоØтворческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнитьследующее:ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;учитель помогает ученику найти прием исполнения.Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития).

Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.

Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально- слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).

Музыкальный фольклор (“Народная песня в педагогике есть носительница живыхØ индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский). (Фольклор) как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа).

Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческихØзанятий по развитию творческих способностей).

Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность (именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной.

Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как деятельности). вида искусства и особенностям восприятия детей. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации).

                 

 

ПРОГРАММА с одаренными детьми.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89873255191

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».